Погода в районе

среда, 24 апреля

-5..-7 С

Пасмурно, давление 736..738 мм рт.ст., ветер Западный, 2 м/с

www.gismeteo.ru

Курс валют

ЦБ РФ на 24.04.2024

EUR 99,5609

USD 93,2918

www.cbr.ru

Отголоски войны

07.05.2014

Почти 70 лет минуло со дня Великой Победы, но до сегодняшнего дня война напоминает о себе, о тех, кто безвозвратно ушел и отдал свои жизни за мир и свободу, за матерей, отцов, детей.

История эта началась с того момента как в администрацию Боготольского района было передано письмо Красноярского Совета ветеранов, в котором убедительно просили узнать про семью погибшего в 1944 году Марусенко Василия Петровича, уроженца д.Лебедевка Боготольского района. В работу включился молодежный отряд, работающий при Юрьевском доме культуры, работники культуры и по опросам жителей выяснилось: действительно семья Марусенко проживала на территории Юрьевского сельсовета и Василий Петрович родился там. Был он одним из сыновей Петра Ефремовича Марусенко. Нашли и родственников. Сейчас в городе Боготоле проживают Драко (Марусенко) Галина Михайловна и Марусенко Николай Михайлович это дети брата Михаила Ефремовича Марусенко, а значит двоюродные брат и сестра погибшему герою. Их разыскивал Могилевский историко-патриотический поисковый клуб «Виккру» и его председатель Николай Борисенко. Разыскивал для того, чтобы пригласить на перезахоронение останков Василия Марусенко. Этот поисковый клуб в Белоруссии организовал работу по раскопкам и восстановлению истории сбитого в 1944 году в окрестностях деревни Макаренцы Могилевского района республики Беларусь самолета ПЕ-2. В Белоруссию был отправлен ответ о родственниках, их контакты, а в ответ было получено письмо с фотографиями и статьей Н.Борисенко под названием «История пикирующего бомбардировщика Пе-2». Предлагаем вашему вниманию отрывки из письма Н.Борисенко.

«…Случилось это, по рассказам старожилов, толи в 1942, толи в 1943 году. В то время деревня и окрестные Мошенаки, Зарудеевка, Акулинцы находились под немцем. Земля, как и при Советах в колхозе, обрабатывалась крестьянами совместно.

В тот день мужики в годах, подбадривая криками коней и баб, на своих огородах окучивали только что поднявшиеся из земли молоденькие ядреные побеги картофеля. 10-летняя Зина Шпанникова, от неожиданности испуганно присела на своем дворе, когда вдруг услышала высоко в небе грохот стрельбы. Вскоре из-за облаков, как горящая комета, оставляя за собой черный шлейф дыма и рассыпаясь в воздухе на части, недалеко от речки Рудейки в пахотную землю почти вертикально врезался самолет. Раздался оглушительный взрыв, в воздух полетели комья земли и пыли. Затем наступила тишина. Видны были только языки пламени горевшего самолета и торчавшие из земли обломки хвоста со звездой. Все кто мог из деревенских, толпой, растекшейся по полю, побежали к месту падения. Но первыми там оказались немцы, которые также наблюдали за горящим самолетом. Отогнав крестьян на безопасное расстояние, они оцепили догоравшие обломки и ожидали, когда огонь сделает свое дело. Несколько дней никого не подпускали к самолету. Потом, успокоившись, немцы заставили мужиков собрать раскиданные вокруг неразорвавшиеся боеприпасы, сбросили их в яму и присыпали землей. Два крупнокалиберных пулемета и пистолет увезли с собой. От летчиков, погибших и сгоревших в воздухе, осталось немного. По отдельным частям тел жители установили, что в самолете было пять человек. Среди них – одна женщина с длинной косой. Останки экипажа, которые смогли собрать вокруг места взрыва, мужики захоронили на сельском кладбище. Ни документов, ни личных вещей летчиков, по которым можно было установить фамилии, никто не видел…

В наши дни увлеченный и неравнодушный человек Игорь Великанов, всю жизнь проживший в деревне Макаренцы под Могилевом, перестал спокойно спать. И не только потому, что будоражил почтенными годами возраст - все-таки заканчивался шестой десяток - не уходили из головы рассказы родителей и старых односельчан о войне. Но больнее занозы, каждую ночь перед сном, как наяву всплывал советский самолет, упавший, по их рассказам, на поле в версте от Макаренцов.»

Именно благодаря Игорю Великанову и поисковому отряду «Виккру», с которым он наладил связь. Спустя почти 70-лет были найдены останки самолета и раскрыта его история.

Из письма Н.Борисенко: «В результате раскопок поисковики подняли «раздробленные и обожженные фрагменты костных останков членов экипажа», два авиационных двигателя, два пулемета 7, 62 мм ШКАС, пропеллеры, шасси и другие более мелкие оплавленные детали советского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Самой большой удачей оказались прочитанные на моторах номера - №41—4155 и №41 - 4044. Теперь по ним в Центральном архиве Министерства обороны России (г. Подольск Московской области) можно было определить историю боевого пути самолета и экипажа.»

Вот так они и узнали, что одним из летчиков сбитого самолёта был наш земляк Марусенко Василий Петрович, 1922 г.р. чл. ВЛКСМ, призван Промышленным РВК Кемеровской области, в Красной Армии с 1940 года. Последнее место службы – 10-й Московский отдельный Краснознаменный разведывательный авиаполк 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, летчик в звании младший лейтенант.

Цитата из архивного документа: «летчик мл. л-т Марусенко, штурман мл. л-т Павловский и стрелок-радист, с-т Ахмадулин, вылетев на визуальную разведку в район Бабиновичи-Богушевск-Толочин-Шклов-Горки с боевого задания не возвратился».

Пылающий Пе-2 падал с высоты 6 000 м и вошел в землю вертикально. Так запомнили эту трагедию старожилы д. Макаренцы, а квадрат, высоту и время, когда был сбит самолет, отметил в своем дневнике немецкий летчик (07.06.1944г. Ofw Ланге Хельмут 1./JG5 Pe-2 04 221 : at 6000 m 11:40).

Так спустя почти 70 лет экипаж самолета материализовался и обрел имена. В своем письме в Белоруссию мы спросили, а нет ли возможности направить останки Марусенко Василия на родину для захоронения на Боготольской земле и получили к сожалению отрицательный ответ. После такого страшного падения, взрывов и 70-летнего нахождения под землей сохранилось немногое. И те останки, которые были подняты с земли невозможно идентифицировать. Нам с Белоруссии прислали фотографии с места раскопок, которые мы представляем вашему вниманию. И в заключении хотелось процитировать письмо Н.Борисенко из Белоруссии.

«И как тут не вспомнить декларативные сотрясания воздуха на многочисленных семинарах и совещаниях об отсутствии патриотизма у молодежи. Конечно, проведение коротеньких флеш-мобов на центральных площадях городов или исполнение молодыми людьми танца, изображающего борьбу с негативом в молодежной среде, не требует серьезных затрат, но и результат мы получаем соответствующий. Думается, что именно в таких поступках, как организованная работа по восстановлению имен погибших, проявляется истинный, а не кабинетный патриотизм человека, его отношение к родине и готовность ее защищать, как это не задумываясь, сделали ребята в 1944 году.»

М.Коноваленкова

К списку новостей

Вам может быть интересно

Размер шрифта A A A

Цветовая схема A A

Выключить изображения